Метод Томатис
В 50-х годах прошлого века французский врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал удивительное открытие, которое послужило толчком к развитию метода аудиовокальной стимуляции. Этот метод имеет различные названия: «слуховое обучение», «слуховое возбуждение» или «слуховая терапия» с помощью специальных устройств и программ.
Анатомия и физиология.
У человека звук передается двумя путями: путем костной проводимости, вызванной вибрацией в верхней части черепа, и путем воздушной проводимости через наружное ухо. Пройдя через наружное ухо звук передается вначале на барабанную перепонку, а затем благодаря костной проводимости стимулируется рефлекс сокращения-расслабления мышц стремечка и молоточка (слуховые косточки в среднем ухе). В результате вибра-ции, вызванной звуковыми колебаниями, эти мышцы при-водят в движение улитку и вестибулярную мембрану внутреннего уха. Изнутри улитка покрыта волосковыми клетками, которые преобра-зуют звуковую вибрацию в электрические импульсы. Эти импульсы поступают в ретикулярную формацию головного мозга, которая представляет собой обширную нейронную сеть, контроли-рующую общий уровень активности мозга. Иначе говоря, улитка и вестибулярная мембрана создают нервные импульсы, стимулирующие головной мозг; в этом случае мы говорим, что они выполняют функцию «зарядки коры головного мозга». Более того, вестибулярная мембрана передает в мозг сигналы о самых незначительных движениях тела, влияя на чувство ритма и равновесие.
Воздействие звуковых частот на человека:
Используемые в сложных специальных аппаратах звуковые сигналы прошли предварительную обработку с наложением эффекта Томатис, благодаря чему происходит особая стимуляция внутреннего уха, что достигается в результате перцептивного звукового контраста (двукратного чередования частоты и интенсивности звука), который «удивляет» ухо.
Цель метода Томатис состоит в том, чтобы повторно обучить человека процессу слушания для улучшения коммуникабельности, увеличения творческого потенциала, положительного влияния на социальное поведение индивидуума, повышение способности к изучению и освоению языков.
Это открытие А.Томатиса было подтверждено многочисленными клиническими исследованиями на большой выборке людей во Франции, Канаде, США. Данные этих исследований были представлены Французской Академии Наук и Парижской Медицинской Академии в 1957 г. и 1960 г. Система аудиовокальных тренировок по методу Томатис получила всемирное признание. В Европе, США открыто более 600 центров, которые используют этот метод.
Принципы, получившие с этого времени название «Эффект Томатис», могут быть выражены в трех законах:
-
меняется «слушание», немедленно и бессознательно меняется и голос.
-
Существует возможность изменения долговременного голосообразования (фонации) путем применения аудиостимуляции (закон длительности) remanence effect.
-
Существует возможность изменения долговременного голосообразования (фонации) путем применения аудиостимуляции (закон длительности) remanence effect.
При применении метода Томатис учитываются следующие моменты:
-
Человеческое ухо проводит в мозг информацию, поступающую из внешней звуковой среды, а также ответственно за «зарядку» энергией коры головного мозга.
-
Лучшее «слушание» и большее внимание, связанное с устной речью — непременные условия для развития других функций, таких, как познавательная способность, способность к коммуникации, социализация и адаптация.
-
Улучшение процесса слушания и организация речевых ответов уменьшает симптомы фрустрации, гнева и других особенностей поведения.
-
Лучшее слушание и большее внимание, связанное с устной речью, имеют прямое отношение к возможности полноценно участвовать в семейной, общественной и образовательной сферах.
-
Метод Томатис эффективен в стимуляции слуховой и речевой функций. Речевая функция берет свое начало в слуховой независимо от возраста. Ухо пропускает постоянный поток аудио-вестибулярных сигналов, стимулирующих мозг, и это продолжается всю жизнь.
-
В случае задержки в развитии у ребенка, всегда предпочтительно как можно более раннее вмешательство с целью предотвращения образования недостатков развития речи.
-
Метод Томатис положительно влияет на человеческую нервную систему, а также действует позитивно при нарушениях восприятия или расстройствах поведения.
-
Вестибулярный аппарат и сенсорные клетки внутреннего уха — две самых важных системы восприятия для человека. Их правильное функционирование неотделимо от общего человеческого развития.
-
Ускорение развития ребенка (речевые и моторные навыки).
-
Лечение задержек в развитии, аутизма, расстройства речи, тугоухости, расстройства моторно-двигательный функций, гиперактивности.
-
Проблемы с учебой в школе (неуспеваемость, заикание, дислексия, дефицит концентрации внимания).
-
Развитие коммуникативных навыков (в социальной и деловой среде), увеличение творческого потенциала и работоспособности.
-
Отношения с людьми и самооценка.
-
Ускоренное изучение иностранных языков, избавление от акцента.
-
Способность к пению и игре на музыкальных инструментах.
-
Профессиональная постановка голоса (для актеров, лекторов).
Метод Томатис успешно зарекомендовал себя в следующих сферах: