Метод Томатис

Метод Томатис

В 50-х годах прошлого века французский врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал удивительное открытие, которое послужило толчком к развитию метода аудиовокальной стимуляции. Этот метод имеет различные названия: «слуховое обучение», «слуховое возбуждение» или «слуховая терапия» с помощью  специальных устройств и программ.

Анатомия и физиология.

У человека звук передается двумя путями: путем костной проводимости, вызванной вибрацией в верхней части черепа, и путем воздушной проводимости   через наружное ухо. Пройдя через наружное ухо звук передается вначале на барабанную перепонку, а затем благодаря костной проводимости стимулируется рефлекс сокращения-расслабления мышц стремечка и молоточка (слуховые косточки в среднем ухе). В результате вибра-ции, вызванной звуковыми колебаниями, эти мышцы при-водят в движение улитку и вестибулярную мембрану внутреннего уха. Изнутри улитка покрыта волосковыми клетками, которые преобра-зуют звуковую вибрацию в электрические импульсы. Эти импульсы поступают в ретикулярную формацию головного мозга, которая представляет собой обширную нейронную сеть, контроли-рующую общий уровень активности мозга. Иначе говоря, улитка и вестибулярная мембрана создают нервные импульсы, стимулирующие головной мозг; в этом случае мы говорим, что они выполняют функцию «зарядки коры головного мозга». Более того, вестибулярная мембрана передает в мозг сигналы о самых незначительных движениях тела, влияя на чувство ритма и равновесие.


Воздействие звуковых частот на человека:

Используемые в сложных специальных аппаратах звуковые сигналы прошли предварительную обработку  с наложением эффекта Томатис, благодаря чему происходит особая стимуляция  внутреннего уха, что достигается в результате перцептивного звукового контраста (двукратного чередования частоты и интенсивности звука), который «удивляет» ухо.

Цель метода Томатис состоит в том, чтобы повторно обучить человека процессу слушания для улучшения коммуникабельности, увеличения творческого потенциала, положительного влияния на социальное поведение индивидуума, повышение  способности к изучению и освоению языков.

Это открытие А.Томатиса было подтверждено многочисленными клиническими исследованиями  на большой выборке людей во Франции, Канаде, США. Данные этих исследований были представлены Французской Академии Наук и Парижской Медицинской Академии в 1957 г. и 1960 г. Система аудиовокальных тренировок по методу Томатис получила всемирное признание. В Европе, США открыто более 600 центров, которые используют этот метод.

Принципы, получившие с этого времени название «Эффект Томатис», могут быть выражены в трех законах:

  • меняется «слушание», немедленно и бессознательно меняется и голос.

  • Существует возможность изменения долговременного голосообразования (фонации) путем применения аудиостимуляции (закон длительности) remanence effect.

  • Существует возможность изменения долговременного голосообразования (фонации) путем применения аудиостимуляции (закон длительности) remanence effect.

При применении метода Томатис учитываются следующие моменты:

  • Человеческое ухо проводит в мозг информацию, поступающую из внешней звуковой среды, а также ответственно за «зарядку» энергией коры головного мозга.

  • Лучшее «слушание» и большее внимание, связанное с устной речью — непременные условия для развития других функций, таких, как познавательная способность, способность к коммуникации, социализация и адаптация.

  • Улучшение процесса слушания и организация речевых ответов уменьшает симптомы фрустрации, гнева и других особенностей поведения.

  • Лучшее слушание и большее внимание, связанное с устной речью, имеют прямое отношение к возможности полноценно участвовать в семейной, общественной и образовательной сферах.

  • Метод Томатис эффективен в стимуляции слуховой и речевой функций. Речевая функция берет свое начало в слуховой независимо от возраста. Ухо пропускает постоянный поток аудио-вестибулярных сигналов, стимулирующих мозг, и это продолжается всю жизнь.

  • В случае задержки в развитии у ребенка, всегда предпочтительно как можно более раннее вмешательство с целью предотвращения образования недостатков развития речи.

  • Метод Томатис положительно влияет на человеческую нервную систему, а также действует позитивно при нарушениях восприятия или расстройствах поведения.

  • Вестибулярный аппарат и сенсорные клетки внутреннего уха — две самых важных системы восприятия для человека. Их правильное функционирование неотделимо от общего человеческого развития.

  • Метод Томатис успешно зарекомендовал себя в следующих сферах:

  •  Ускорение развития ребенка (речевые и моторные навыки).

  •  Лечение задержек в развитии, аутизма, расстройства речи, тугоухости, расстройства моторно-двигательный функций, гиперактивности.

  •  Проблемы с учебой в школе (неуспеваемость, заикание, дислексия, дефицит концентрации внимания).

  •  Развитие коммуникативных навыков (в социальной и деловой среде), увеличение творческого потенциала и работоспособности.

  •  Отношения с людьми и самооценка.

  •  Ускоренное изучение иностранных языков, избавление от акцента.

  • Способность к пению и игре на музыкальных инструментах.

  •  Профессиональная постановка голоса (для актеров, лекторов).