ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
15 месяцев | 18 месяцев | 21 месяц |
1. ОРИЕНТАЦИЯ | ||
Кубики: башня из 2. | Масса кубиков: башня из 3-4. | Масса кубиков: башня из 5-6. |
Чашка-кубик: 6 кубиков в чашке. (18 мес.) | Чашка-кубик: 10 в чашке. | Масса кубиков: имитирует движущийся поезд (24 мес). |
Рисование: начинает имитировать линию. | Пилюли и бутылочка: вытряхивает на просьбу. | Доска с формами: вкладывает 2-3 блока (30 мес). |
Доска с формами: без демонстрации помещает круглый блок. | Рисование: спонтанно скребет карандашом (36 мес). | Чудесная коробка: вкладывает уголок от квадрата. |
Доска с формами: обязательно вставляет круглый блок. | Рисование: подражая, проводит линию(24 мес.) | Чудесная коробка: находит (возвращает) мяч. |
Доска с формами: нагромождает 3 блока (24 мес). | ||
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА | ||
Ходьба: несколько шагов, начинает движение, останавливается | Ходьба: падает редко | Ходьба: во время игры садится на корточки. |
Ходьба: падает вдруг (18 мес.) | Ходьба: быстро бежит на негнущихся ножках. | Ступени: спускается вниз, держась одной рукой (24 мес). |
Ходьба: оставляет ползание. | Ступени: идет по ним вверх, держась одной рукой.(21 мес) | Ступени: идет вверх, держась за перила (24 мес). |
Ступени: заползает наверх (18 мес). | Маленький стул: садится сам. | Большой мяч: (демонстрация) пинает (24 мес). |
Большой стул: карабкается на него | ||
Мяч: кидает (48 мес.) | ||
Большой мяч: толкает всем телом (21 мес.) | ||
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА | ||
Кубики: башня из 2 кубиков. | Масса кубиков: башня из 3 | Масса кубиков: башня из 5-6 кубиков. |
Пилюля: (без демонстрации) помещает в бутылочку. | Книга: переворачивает страницы по 2 | |
Книга: помогает переворачивать страницы (18 мес). | ||
4. РЕЧЬ | ||
Словарь: 4-6 слов, включая имена. | Книга: разглядывает, выбирает. | Словарь: 20 слов |
Вокализация: использует жаргон (24 мес.) | Словарь: 10 слов, включая имена. | Речь: спонтанно комбинирует 2-3 слова (24 мес). |
Книга: узнает картинки (18 мес). | Книга с картинками: называет или указывает на одну картинку | Мяч: выполняет 3 последовательные команды. |
Тестовые объекты: называет мяч. | ||
Мяч: выполняет 2 последовательные команды. | ||
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ | ||
Кормление: не пользуется бутылочкой. | Кормление: отдает пустую тарелку | Кормление: держит чашку хорошо |
Кормление: не хватает тарелку. | Кормление: частично ест сам, проливает (36 мес). | Общение: просит пить, есть, в туалет. |
Туалет: частичная регуляция (24 мес). | Туалет: регулируется в дневное время (24 мес). | Общение: повторяет 2 и больше конечных слова фразы (24 мес.) |
Туалет: контролируется дефекация. | Игра: тащит игрушку за собой (30 мес). | Общение: тащит взрослого за собой, чтобы показать что-либо (24 мес). |
Туалет: показывает мокрые штанишки (18 мес.) | Игра: качает и обнимает куклу (24 мес). | |
Общение: говорит «та-та» или эквивалент. | ||
Общение: указывает, называет свои желания (21 мес). | ||
Игра: показывает или протягивает игрушки. | ||
Игра: бросает игру или отказывается играть (18 мес). | ||
21 месяц | 24 месяца | 30 месяцев |
1. ОРИЕНТАЦИЯ | ||
Несколько кубиков: башня из 5-6. | Несколько кубиков: башня из 6-7 кубиков. | Несколько кубиков: башня из 8 кубиков. |
Несколько кубиков: имитирует движущийся поезд(24 мес). | Несколько кубиков: берёт 2 и более и возит(30 мес.) | Несколько кубиков: к построенному из кубиков поезду добавляет трубу |
Доска с формами: вкладывает 2-3 блока (30 мес). | Рисование: имитирует вертикальную линию | Рисование: имитирует вертикальную и горизонтальную линии |
Чудесная коробка: вкладывает уголок от квадрата. | Рисование: имитирует окружность (36 мес.) | Рисование: чертит две и более линии, которые пересекаются |
Чудесная коробка: находит (возвращает) мяч. | Доска с формами: укладывает блоки на доску без демонстрации, не обязательно правильно по форме | Цветные фигуры: помещает одну фигурку на карточку |
Доска с формами: после 4-х попыток правильно вкладывает блоки (30 мес) | Доска с формами: по просьбе помещает 3 блока правильно | |
Чудесная коробка: вкладывает квадратный блок | Доска с формами: после поворота доски на 180° блоки вкладывает, но может допускать ошибки | |
Повторяет: две цифры (1-3 попытки) | ||
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА | ||
Ходьба: во время игры садится на корточки | Ходьба: хорошо бегает без падений | Ходьба: ходит на «цыпочках» (после показа) |
Ступени: спускается вниз, держась одной рукой (24 мес). | Ступени: один идёт вверх и вниз | Прыжки: прыгает, отрывая обе ноги от пола |
Ступени: идет вверх, держась за перила (24 мес). | Большой мяч: пинает (без демонстрации) | Стояние: пытается стоять на одной ноге |
Большой мяч: (демонстрация) пинает (24 мес). | ||
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА | ||
Несколько кубиков: башня из 5-6. | Несколько кубиков: башня из 6-7 кубиков. | Несколько кубиков: башня из 8 кубиков. |
Книга: переворачивает страницы по одной. | Рисование: держит карандаш пальцами | |
4. РЕЧЬ | ||
Словарь: 20 слов | Речь: слова могут быть нечёткими, но они обозначают конкретные предметы и действия (собственный жаргон) | Имя: говорит полное имя |
Речь: спонтанно комбинирует 2-3 слова (24 мес). | Речь: предложения из 3-х слов | Карта с картинками: узнает 7 картинок в карте, книжке |
Мяч: выполняет 3 последовательные команды. | Речь: использует «я», «мне», «ты» | Карта с картинками: называет 5 картинок |
Карта с картинками: называет 3 и более | Тестовые объекты: демонстрирует умение их использовать | |
Карта с картинками: узнаёт и указывает 5 и более картинок | ||
Тестовые объекты: говорит названия 2-х | ||
Мяч: выполняет 4 последовательные команды | ||
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ | ||
Кормление: хорошо держит чашку | Кормление: не переворачивает ложку | Общение: говоря о себе использует чаще местоимение, чем своё имя |
Общение: просит пить, есть, в туалет. | Общение: говорит о непосредственных впечатлениях | |
Общение: повторяет 2 и больше конечных слова фразы (24 мес.) | Общение: просит дать что-то «другое», когда заканчивается то, что было до этого | |
Общение: тащит взрослого за собой, чтобы показать что-либо (24 мес). | Общение: обращается к себе по имени (30 мес). | Игра: целенаправленно двигает предмет (машинку и т.д.) |
Одевание: одевает носки, рукавички, шапку. Натягивает штанишки. | Игра: помогает убирать игрушки | |
Игра: отдаёт чашку, полную кубиков | Игра: может носить бьющиеся вещи | |
Игра: подражание домашней деятельности взрослых | ||
Игра: в присутствии других детей играет сам по себе(42 мес.) (параллельная игра) | ||
Туалет: сухой ночью (36 мес) | ||
Туалет: сообщает о своих нуждах (42 мес.) |